В Испании началась Страстная (она же Святая) неделя – Semana Santa. Это большой религиозный праздник и грандиозное туристическое мероприятие, признанное ЮНЕСКО событием Нематериального наследия человечества в 2018 году. Туристы обожают посещать Испанию в этот период. Где еще увидишь столь массовые религиозные шествия в интересных одеждах, перетаскивающие по улицам городов многотонные (!) платформы с религиозными символами – распятым Христом или Девой Марией, так называемые пасос или тронос? И где еще услышишь саэты – песнопения, исполненные страсти и печали, которые сопровождают процессии на юге Испании, в Андалусии, Мурсии и (частично) в Эстремадуре? Саэта – паралитургическая песня, которая исполняется во время Великого поста и святой недели за пределами храма. Наиболее древние саэты (saeta Antigua) возникли в XVI веке как жанр анонимной духовной песни на простонародном языке, подражание церковным песнопениям. Это была попытка переосмысления и переживания евангельских событий, вызывающих у простых людей чувство сопричастности и сочувствия. Саэта родилась как «Страсти Господа Нашего Иисуса Христа по народу»; главной ее задачей было «донести до людей … отрывки из страстей и смерти Иисуса Христа». «Куплеты стреляли, как стрелы, в закоренелые сердца верных (А. Мачадо)». Кстати, само название «саэта» возникло, по мнению лингвистов, от латинского «sagitta-стрела». Саэты всегда одноголосы; их происхождение возводят к григорианским песнопениям мосарабов, а некоторые исследователи видят в ней наследницу еврейских религиозных распевов. В старых саэтах на один слог приходится один звук мелодии, но со временем распев изменился, и за один слог стало звучать более четырех музыкальных звуков. Подобное пение имеет арабские корни, и появилось в саэте в конце XIX века под влиянием фламенко. Такие саэты называются фламенкизированными (saetas flamencas) и рассматриваются специалистами как жанр канте хондо. Саэты фламенко исполняются певцом (саэтеро) без музыкального сопровождения (palo seco). Они более продолжительны по времени и более музыкально орнаментированы, чем старые саэты. Саэты поются во время процессий религиозных братств, адресуются непосредственно статуе страдающего Христа или его скорбящей матери. Саэты обладают большой эмоциональностью и драматическим зарядом и способны вызвать у слушателей сильные ответные реакции – печаль, скорбь, слезы и рыдания. Иногда саэта исполняется под тихий аккомпанемент ударных, ритмическая партия которых – с равными периодами длительностей – никак не связана с пением. Ударные инструменты повторяют мерную поступь траурной процессии, усиливая эмоциональное воздействие саэты. Саэты, наряду с другими традициями проведения Semana Santa, - уникальное явление испанской культуры. Они пользуются интересом и покровительством властей: в Андалусии создаются школы саэты и проводятся конкурсы. Из разряда фольклора саэты, как и фламенко, перешли в раздел сценического искусства, что создало риск превращения народного творчества в туристический аттракцион, если бы не страсть и религиозность испанцев. Антонио Мачадо. Саэта. Если б лестницу мне достать И подняться к крыльям креста Для того, чтобы смог я вынуть Гвозди из тела Христа… Народная саэта. О саэта, песня цыган, Обагренная кровью Христовой, Вечно – с жалостью, вечно готова Вынуть гвозди из божиих ран. О саэта, из года в год, Словно лестницу к месту казни, Андалузский народ на праздник Пасхи тебя несет. О саэта, старая песня Моего андалузского края, Умиравшему в муке крестной Ты бросаешь цветы, сострадая. Песня-жалость, нет, не тебе Посвящаю я эти строфы. Петь хочу не Христа Голгофы,- А идущего по воде. Пер. В. Андреева.