Эстремадура, автономия на западе Испании, никогда не была независимой и на протяжении почти всей своей истории воспринималась как глухая глубинка, родина столь любимого испанцами хамона и отчаянных конкистадоров.
Во многом это справедливо и сейчас. Городки ее сонны и неторопливы, а туристы не столь многочисленны, как на пляжах Андалусии или Каталонии. Однако городок Сафра процветает по меркам небогатой автономии, хотя даже Трухильо (родина знаменитого Писарро) выглядит против нее мегаполисом.
Сафра расположена на высоте 500 м над уровнем моря на Сьерра-дель-Кастеллар. До моря отсюда, как вы понимаете, далеко; проживают здесь около 17 тысяч жителей, что по меркам испанской провинции не так уж и мало; и весь городок по-прежнему умещается в пределах старинных городских границ.
О Сафре нам ничего не известно до 1030 года, хотя окружающая местность была обитаема с глубокой древности. В пещерах Эль-Кастеллар находят пиктограммы и прочие художества времен каменного века, а совсем недалеко от города недавно обнаружили форт эпохи бронзы. Вокруг Сафры расположены остатки не менее 20 римских вилл и руины небольших римских городов. Однако даже названия этих поселений точно неизвестны.
В 1030 году по приказу эмира Бадахоса в горах Кастеллар была заложена цитадель, укреплявшая границу с тайфой Севильи. Это и было началом Сафры.
В 1094 году мавританский географ Абу Абдалла Аль-Бакри упоминает в своих трудах здешнюю крепость, называя ее Саджра Аби Хасан. Позже название превратилось просто в Сафру, на арабском «желтый» - возможно, по цвету основного строительного материала – песчаника.
Христиане дважды завоевывали город – в 1229 году и 1241 году, последний раз окончательно и бесповоротно.
Настоящий расцвет города связан с семейством Фигероа.
В середине XIV века сын великого магистра ордена Сантьяго Гомес Суарес де Фигероа получил здешние земли вместе с городком (в то время это была захудалая деревня) и правом строить крепостные стены. Молодой человек был не промах: окружил стенами значительно бОльший, чем деревня, кусок земли, заложил новую крепость на месте обветшавшего арабского алькасара, и пригласил купцов, пообещав защиту и покровительство независимо от вероисповедания. Купцы оценили; торговля протекала бойко, даже пришлось расширять главную площадь.
Сынок первого Фигероа продолжил дело отца. Он достроил замок и организовал ярмарку в день Святого Хуана, основал больницу святого Иакова и закончил создание монастыря Santa María del Valle, который стал фамильной усыпательницей.
Семейство продвигалась вверх по социальной лестнице, а вместе с этим росло и благосостояние города. В 1453 году очередной Фигероа обустроил еще одну ярмарку – на день святого Михаила (30 сентября), а спустя 7 лет он же стал графом Фериа (не путать с аббатом Фариа из книги Дюма). В XVI веке пятый граф за заслуги перед отечеством и лично королем Филиппом II стал герцогом.
Заслуги его были отнюдь не надуманными: в течение многих лет первый герцог был послом при английском дворе и, по совместительству, резидентом католической нелегалов в протестантских странах. Ему довелось испытать не только опасности дипломатической и разведывательной службы, но и романтическую любовь. Жена его происходила из знатного английского рода, чтобы соединиться с мужем, ей пришлось тайно бежать из страны и навсегда отказаться от близких.
Ярмарки, возникшие когда-то по приказу вельмож, проходят и поныне. Ярмарка в конце сентября – начале октября является крупнейшей ярмаркой скота в регионе.
Замок Сафра тоже сохранился до наших дней. В его мощных зубчатых башнях и кессонных потолках интерьера видны мавританские мотивы; перил лестниц когда-то касались руки герцогов Фигероа. Здесь можно увидеть массивные старинные сундуки, мебель, статуи из мрамора и яшмы, позолоту – Ренессанс во всем его великолепии. Замок имеет два аркадных уровня - по три арки с каждой стороны, кроме фасада. Его никогда не осаждали враги, несмотря на суровый внешний вид, это скорее прекрасный дворец, чем крепость.
Старый город Сафра невелик и расположен между площадью Испании на юге и Пласа Гранде и Пласа Чика на севере. Вдоль его мощеных улочек выстроились белые дома с коваными балконами, украшенные цветами.
Над старым городом возвышается часовня церкви Санта- Мария-Канделярия. На алтаре ее часовни девять изображений принадлежат Сурбарану.
Со времен первых купцов и первых Фигероа сохранилось мерило для товаров, выбитое на одной из колонн в арочном переходе между старинными торговыми площадями. Это был общедоступный эталон для товаров, измеряемых погонной длиной, своего рода «контрольные весы» - чтобы торговцы не обманывали честных покупателей.
Все достопримечательности города можно не спеша обойти за час.
И ни капли об этой прогулке не пожалеть, любуясь площадями и улочками, ощущая самобытность городка и его оторванность от современного мира. А еще можно в монастырской лавочке купить местные сласти, сдобренные анисом.